23.04.2024
Вторник
10:24
Приветствуем Вас Гость | RSS
| Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск по каталогу
РАСпродАжа !!!
Полезные ссылки
Случайное фото
Рейтинг@Mail.ru
Объявления » Статьи » Волшебникам Арабского танца

BELLYDANCE "ПО-ПОЛОЧКАМ"
Терминология!!!!

Прежде всего, займемся терминологией.

Как правило, все системы, описывающие движения человека, базируются на трехмерной системе координат. Стандартные обозначения трех основных плоскостей для прямо стоящего человека пропорциональных размеров, в которых выполняется движение:

Горизонтальная – соответствующая плоскости Земли, пола и т.п., но находящаяся на уровне рассматриваемого сустава, части тела и т.д. При выполнении наклонов пол, конечно, остается на месте, но горизонтальная плоскость для рассматриваемой части тела наклоняется вместе с ней.

 Вертикальная, соответствующая плоскости тела (фронтальная) – та вертикальная плоскость, в которой пропорционально сложенное человеческое тело имеет наибольшую ширину. Для ясности - каждая пара суставов (плечевые, тазобедренные) расположены именно в этой плоскости.

 Вертикальная, перпендикулярная плоскости тела (сагиттальная) – та вертикальна плоскость, в которой человеческое тело имеет наименьшую ширину, и наклоненная под прямым углом по отношению к предыдущей

Работающие при движении суставы:

К сожалению, в рунете не смогла найти видеоматериалы на эту тему, поэтому придется воспользоваться иностранными: обучающее видео Мичиганского университета, показывающее работу некоторых из нижеперечисленных суставов человеческого тела:

Позвоночный столб (в обиходе - позвоночник) - осуществляет сгибание и разгибание туловища вперед-назад, наклон вниз вправо-влево (латеральное сгибание), вращение по часовой (вправо) и против часовой стрелки (влево). Единственный не имеющий пары (непарный) сустав в теле человека.

Плечевой сустав (в обиходе называем плечом, хотя анатомически плечо - это часть руки от плечевого сустава до локтевого) - осуществляет сгибание (поднять руку вперед в сагиттальной плоскости) и разгибание плеча , отведение (поднять руку в сторону во фронтальной плоскости) и приведение плеча , вращение плеча наружу при согнутом предплечьи (повернуть согнутый локоть к своим ребрам)

Локтевой сустав (в обиходе - локоть) - осуществляет сгибание (внутрь) и разгибание предплечья (часть руки от локтя до кисти).

Лучезапястный сустав (в обиходе - запястье) - осуществляет сгибание и разгибание кисти.

Лучелоктевой сустав - осуществляет вращение предплечья по часовой стрелке (супинацию - поворот предплечья внутренней стороной наружу) и против часовой (пронацию).

Тазобедренный сустав (в обиходе часто бедро, хотя с точки зрения анатомии бедро - это часть ноги от тазобедренного сустава до коленного) - осуществляет сгибание (подъем бедра вперёд - перед собой - в сагиттальной плоскости) и разгибание бедра, отведение (подъем бедра вбок во фронтальной плоскости) и приведение бедра.

Коленный сустав (в обиходе колено) - осуществляет сгибание и разгибание голени.

Голеностопный сустав (в обиходе - подъем стопы) - осуществляет сгибание (мысок на себя) и разгибание стопы.

Будем также различать по отношению друг к другу одноименные парные суставы и конечности (например, левый плечевой сустав (плечо) и левая рука), и разноименные (например, правый тазобедренный сустав (бедро) и левая нога).

Следует выделить такой термин, как траектория движения – если говорить на общедоступном уровне, имеется в виду то, что если последовательно соединить между собой следы, оставляемые при исполнении того или иного движения, то они могут располагаться на прямой линии, по кругу, по дуге, зигзагом и т.п. (подобные вещи еще называют направлением движения). Так же хочется сказать, что слово «скрутка» в моем понимании означает вращение (поворот), например, таза вокруг позвоночника. А иначе как же крутить попой? :)

Работающие при движении мышцы

Тема мышц, включающихся при том или ином движении в литературе довольно неоднородна. Есть определенные шаблоны, которые кочуют практически без изменений из издания в издание, из статьи в статью и т.п., однако некоторые исследователи берутся основательно поспорить с академическим взглядом на предмет. Для преподавателя танца живота, на мой взгляд, важно знать основные принципы работы мышечного корсета, ибо иногда можно такое услышать, что не знаешь, смеяться или плакать :(. Сразу хочется оговориться, что гладкие мышцы в движениях не участвуют, т.к. не поддаются осознанному воздействию. Все интересующие нас мышцы поперечно-полосатые скелетные.

Мышечные волокна поперечно-полосатых мышц по типу реакции различаются на медленные (красные волокна - низкая скорость сокращения (напряжения), низкая сила - т.е. способность преодолевать или противостоять внешнему сопротивлению), и быстрые (более белые волокна - высокая скорость сокращения, большая сила). Управляются они нервными окончаниями (мотонейронами). Это как минимум значит, что при выучивании кардинально нового для человека движения перенастраивать приходится сначала нервную систему (она учится использовать свой силовой потенциал), а уже потом скорость и силу мышц, что занимает в среднем несколько месяцев. Очевидно, что способность к изменению организма глубоко индивидуальна - новичкам на заметку.

На вложенных рисунках вы можете посмотреть название и местоположение внешних мышц человека Рис.2 вид спереди и Рис.3 со спины.
Полный перечень мышц и их непосредственных функций можно найти в соответствующей литературе или пойти на курсы фитнес-инструкторов, где предмет разбирается относительно подробно. Англочитающим можно обратиться в он-лайн атлас Вашингтонского Университета.

Общепринята градация мышц относительно производимого ими действия на сустав на синергисты (действуют в одном направлении; иногда выделяют в группе основную мышцу - агонист) и антагонисты (действуют на сустав в противоположных направлениях). В бодибилдинге, например, очень часто можно услышать про сгибатели сустава (при сокращении, т.е. напряжении мышцы соответствующий сустав сгибается) и разгибатели - так, относительно позвоночника мышцы спины будут разгибателями, мышцы живота - сгибателями. Таким образом выстраивается более-менее стройная система ориентиров для понимания, какая группа мышц работает при том или ином движении (именно группа, а не одна единственная).

Главная сложность (особенно для начинающего инструктора) состоит в уверенном определении работающих мышечных групп при выполнении того или иного движения танца. Подробнее об этом в главе "Объясняем движения".

Основные правила исполнения

Иногда перед началом основной части следует напоминать ученицам об основных правилах танца. Впрочем, это легко сделать и в процессе занятия - в качестве переключения внимания, например, при трясках. Итак:

Соблюдение осанки: высоко поднятой головы и подбородка, плечи опущены и слегка отведены назад, грудь «поднята» с живота, все тело тянется вверх, помогая ногам создавать ощущение парения над полом.

Наклон таза - нейтральное (комфортное) положение. В качестве отступления могу сказать, что по спортивным и медицинским показателям сейчас считается наиболее безопасным для позвоночника положение среднее между максимально поднятым и максимально опущенным передним краем таза. Однако имейте в виду, что исследования ведутся постоянно, разные исследователи могут иметь свое собственное мнение, и все может измениться. История Птолемея и Джордано Бруно нам в том неувядающий пример.

Колени танцовщицы в основном находятся в слегка согнутом (мягком) состоянии.

 При выполнении движений не допускаются скачки корпуса и головы вверх-вниз, голова в основном находится в одной горизонтальной плоскости (кроме специально акцентирующих такой "скачок" движений)

Принцип изолированности движений верхней и нижней частей корпуса: если работает верхняя часть, нижняя стоит на месте, и наоборот, при соблюдении необходимой амплитуды выполняемых движений. Применяется к большинству фигур танца.

Мышцы живота и ягодиц при выполнении почти всех движений расслаблены. Остальные мышцы тела при отсутствии на них нагрузки расслабляются. Исключение - целенаправленная работа мышцами живота и ягодиц.

Передвижения (проходки) осуществляются в соответствии с перемещением центра тяжести тела – бедер (таза), с одной ноги на другую.

Схема движений танца

На мой взгляд, любые движения танца можно разложить по следующей схеме:

Позы (положение корпуса): в вертикальном положении (стоя на ногах), в партере (на полу);

Позиции рук и ног;

Шаги: пешеходный, с подшагом, возвратный, приставной, скрестный;

Повороты: с проворотом (шане), египетский, двойной египетский, с прогибом, с точкой одной ногой, на приставных ногах (циркулем);

Элементы: дуга, оттяжка, волна;

Простые фигуры: восьмерки, маятники, круги, качалки и т.п.;

Удары: бедрами, ягодицами, животом, грудью;

Сложные фигуры и связки: ключ, тройной круг, маятник с ударом бедром и т.п.;

Тряски: коленные, бедренные, грудные, плечевые, мышечные (в т.ч. диафрагмой);

Проходки: передвижения с выполнением элементов, фигур, арабески...

*****

При всей кажущейся легкости и очевидности данных схем, в них есть важный переход от состояния человека, танцующего как бог на душу положит, к осмысленному исполнению движений, и планированию того, что же мы, собственно, можем сделать. Преимущество в том, что теперь мы можем с легкостью:

 Прекрасно понимать, каким образом мы можем объяснить новое движение своим ученицам.

Простейший пример: проходка вперед с ударом бедра вбок. Последовательность объяснения движения возникает само собой:

1. Поза - положение корпуса вертикальное, тут же можно про осанку и т.п. (см. основные правила);
2. Позиции рук и ног (на выбор преподавателя);
3. Удар (объяснение техники удара с точки зрения трехмерного пространства и физиологии);
4. Проходка - допустим, пешеходный шаг (правило переноса веса в основных правилах);

Таким образом мы реализуем программу общепринятой методики "от простого к сложному", что помогает в работе с людьми и позволяет избежать противоречий в своих собственных объяснениях и не путать людей понапрасну.

Расширить свою базу движений при постановке связок или импровизации. Согласитесь, гораздо легче танцевать, если понимаешь, что на возвратном шагу можно сделать не только качалку, но и круг бедром горизонтальный по часовой, против часовой, волну корпусом сверху-вниз, снизу-вверх и т.п.

Изобрести свое собственное па - совместив различные движения из данного списка - допустим, скрестив тряску коленями и малый круг тазом(еще называемый "тарелочкой") и проходку с приставным шагом. Естественно, инновации нужно осуществлять с оглядкой на физиологию.

Продолжение следует...

Категория: Волшебникам Арабского танца | Добавил: Tiana (04.04.2007) | Автор: Tiana
Просмотров: 5594
Напоминаем Вам, что материалы, размещенные на сайте, выражают личное мнение автора и не претендуют на истину в последней инстанции, являются собственностью автора и при полном или частичном их использовании в интернете активная ссылка на настоящий сайт обязательна. Использование материалов в коммерческих целях запрещено.

Copyright © 2005-2013, Тиана