25.04.2024
Четверг
17:04
Приветствуем Вас Гость | RSS
| Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск по каталогу
РАСпродАжа !!!
Полезные ссылки
Случайное фото
Рейтинг@Mail.ru
Объявления » Статьи » Волшебникам Арабского танца

РАССКАЗЫ О ВОСТОЧНОМ ТАНЦЕ...
Танец - это не только движение тела в чистом виде, но и эмоциональный посыл танцовщицы зрителям, передача состояния и мыслей танцовщицы в окружающий мир, проживание в танце ежесекундно. Как же можно научить этому другого человека, пришедшего к вам заниматься?

Ответ - никак, если пришедший не приложит ни малейшего усилия к самообучению. Задача преподавателя - дать ключи к пониманию происходящего в танце, показать существующие возможности Bellydance и способы их реализации, при необходимости - поправить, и, конечно, дать творчески развиться. Поэтому бесполезно сожалеть о тех, для кого занятие восточным танцем стало лишь одноразовым развлечением, лучше сосредоточимся на способах передачи информации тем, кто этого действительно желает.

У человека пять известных органов чувств - обоняние, осязание, вкус, зрение и слух. При обучении восточному танцу вы вряд ли сможете использовать вкус и обоняние, однако остальные три к нашим услугам (не считая, конечно, эмпатию, интуицию и прочие "шестые" чувства). Глаза воспринимают вид танцовщицы и, основываясь на полученой информации, мозг даёт команду мышцам к движению. Осязание помогает отреагировать на внешнее воздействие. Слух...

Слова достигают ушей, чтобы мозг смог по-своему интерпретировать содержащийся в них смысл. Ключевое слово здесь - по-своему.

Как же достичь взаимопонимания? Нужно научиться формировать объяснения. Для этого нужно знать КАК и ЧТО говорить.

*****

Качество речи.

Хорошему преподавателю необходимо научиться внятно говорить, чтобы ученицы могли хорошо его (или её) понимать. Для этого как нельзя лучше подходят курсы по улучшению дикции и произношения, например такие - в качестве самостоятельного обучения. Обратите внимание на слова "полетность звука" и постарайтесь говорить так, как будто вы певица оперного театра и у вас нет микрофона - вы почувствуете абсолютно другую работу голосовых связок и лёгких.

Другой распространенный способ - взять журнал (газету, книгу) и четко и внятно прочитать вслух хотя бы пару страниц текста. Уверяю вас, это работёнка не из легких, губы и язык начинают заплетаться где-то на полпути. Однако это отличная тренировка, и, главное, доступная. Обратите внимание на позу, в которой вы это будете делать - лучше всего стоять, можно потренироваться в движении. Если вы сидите - держите корпус прямо, как диктор телевидения, позвольте воздуху свободно циркулировать - это поможет ровно и спокойно дышать, что улучшает качество произносимых слов и помогает сэкономить силы.

Ах, я вся такая восточная....

Не забывайте произносить слова с выражением - иначе вы рискуете скоро вогнать занимающихся в сонное состояние. :) Но если серьезно, то лучше используйте весь имеющийся репертуар голосовых связок и речевого аппарата - пропевайте слова, улюлюкайте (я имею в виду загарит, кто не знает - своеобразное выражение задора и веселья у арабских народов), "громко" шепчите - всё это привнесет немалое разнообразие в привычное течение урока и разбудит утомленный бесчисленными повторами движений мозг. Главное - не перестараться и не переусердствовать, иначе вы будете смотреться неестественно и смешно. Впрочем, это дело вкуса. Другая сторона - слушатели могут запомнить не информацию, что содержалась в словах, а как вы её представили. Посему - нужно быть внимательней с игрой.

Не забывайте про мимику и жестикуляцию. Неуверенные позы, извиняющийся тон, спрятанные за спиной руки вам не подойдут. Вы должны быть лидером группы - неважно, авторитарным, с оттенком демократии :) или скрытым - но быть. Постарайтесь не выпадать из этой роли в течение занятия - ведите себя естественно и непринужденно. Вы - хозяйка и источник таинств женского танца Востока. И кто сказал, что преподавание беллиданса не есть танец в глазах ваших зрителей?
Главное - не увлекаться чрезмерно собственной персоной - вы же, наверное, обучать пришли, а не просто танец демонстрировать. Впрочем, некоторые известные танцовщицы (и танцовщики) так и поступают, и это им прощают за славу.

Мои мысли - мои скакуны...

Достаточное количество людей не могут понятно выражаться, т.к. слишком торопятся в высказываниях, ибо слова произносятся гораздо медленнее основного потока мыслей в голове. В результате речь получается сбивчивой и не всегда логичной.
Отрегулировать это можно лишь одним способом - немного "притормозить" фонтан мыслетворчества, и, выделив наиболее важные отправные точки, отпустить в реальный мир ласточками слов. И ещё - никогда не торопиться с объяснениями, если, конечно, терпение позволяет. :).

Похожую картину можно наблюдать также в результате сумбурной, нечетко понимаемой самим преподавателем картине излагаемого предмета. Сложить все движения восточного танца в стройную систему поможет статья Bellydance по-полочкам. То же самое можно сделать и с другими аспектами восточного танца - тут важна идея, и со временем все знания встанут на своё место.

*****

Ой, как это? (техника Belly Dance)

Ура! Приступаем к подготовке материала объяснения! Напомню основные моменты построения описания движений - три измерения (плоскости) движения, суставы и мышцы, которые их делают, основные правила исполнения (осанка, положение ног, спины и т.п.) и качественный состав фигур и элементов танцы (позы, шаги, и т.п.). Подробнее об этом в статье Bellydance по-полочкам.

Определитесь с терминологией - это может быть что-то личное, однако легче (и понятнее для вновь пришедших) будет использование общепринятых в российской беллидансе выражений и обозначений - волна, круги, удары, оттяжки, тряски и др., и в будущем придерживайтесь её. Пусть у вас будет запас интересных наименований движений, где-то подхваченных - это поможет вам с одной стороны развлечь занимающихся, а с другой - понять то, о чем говорят в других школах. Например, малый круг тазом именуется кое-где "тарелочкой", а большой - "бочкой", сагиттальная волна корпусом сверху-вниз - "верблюдом", а фронтальная - "змеёй".

Очень важно определиться с используемыми вариантами техники в каждом конкретном движении. Допустим, при ударе бедром вертикально вверх (подбив) можно работать как минимум двумя способами - задействовать преимущественно мышцы корпуса, или поднять тазобедренный сустав при помощи разгибателей колена и стопы. То, какую технику вы даете - ваше личное дело, однако не стоит забывать о нормах безопасности и физиологической совместимости предлагаемых вами движений танца с возможностями ваших учениц - их травмы не нужны ни вам, ни им. Включайте в объяснение предупреждения о сложности или травмоопасности исполняемых движений. Обязательно поинтересуйтесь о противопоказаниях. Особенно актуально при занятиях с беременными, пожилыми, повышенном или пониженном давлении и т.п.

Если даете связку - составьте на бумаге список тех движений, что в неё входят, отметьте сложные для понимания переходы из одной фигуры в другую. Подумайте, в каком порядке вы будете объяснять эти движения на уроке - одно за другим, сразу ставя их в нужную последовательность, или сначала отработаете по-отдельности, а в конце сложите в восхитительную композицию. Запланируйте время на отработку движения и исправление допускаемых ошибок - чаще всего оно сопутствует процессу объяснения.

Количество ключевых моментов объясняемых движений зависит от уровня подготовки занимающихся у вас восточниц. Понятно, что начинающим лучше всего "разжевать" все подробно, а продвинутым - лишь то, что им неясно. Чрезмерное количество слов утомляет слушателей, информация не усваивается, поэтому будьте кратки, но точны.

Может случиться так, что ученицы не смогут сразу исполнить избранное движение - нет навыка, не хватает силы. Есть несколько вариантов решения этой проблемы - например, разложить движение по точкам. Допустим, горизонтальный круг грудью очень легко разложить на 4 крайние положения грудной клетки - прогнуться вперед 1, прогнуться назад 2, оттянуть максимально вправо 3, то же влево 4. Соединяем точки по кругу: 1, 3, 2, 4 - получаем движение. Второй способ - укрупнить это движение до того уровня, с которым справится большинство занимающихся. В примере с кругом грудью можно сначала сделать горизонтальный круг верхней частью корпуса (таз неподвижен), потом сокращать радиус круговой траектории головы до полной остановки - а грудь продолжает двигаться. Третий способ - разложить движение на составляющие, - в примере разделить круг грудью на два полукруга, а потом соединить их. Четвертый - упростить траекторию до прямых линий и углов - в примере представить круг грудью квадратом, и следовать ему, округляя углы (т.е. подать грудь влево-вперед-вправо-назад и далее без остановок). В принципе, в основу любых подходов к объяснению движения используется принцип роботоподобия, т.е. упрощения.

Словечко за словечком

Как гласит бессмертная фраза, преследующая нас со школьной скамьи, повторение - мать учения, и иногда неплохо ей последовать. Вопрос только - какими словами?

Помните такое выражение "физики и лирики"? Насколько же мудр был тот человек, что описал столь сложное явление в двух словах. Воспользуемся его подсказкой.

Описать движение "физикам" довольно легко - нужно только следовать общей схеме объяснения (встаньте прямо, поставьте мысок ноги под 45 градусов, и т.п.) - её мы отработали, когда занимались отбором материала.

Однако может произойти заминка в восприятии другим человеком смысла произносимых вами слов. Не секрет, что двое могут под одним и тем же наименованием подразумевать совершенно разные вещи - что же говорить о движениях!

Обратимся за подмогой к словарям синонимов, например, к этому. Другой вариант - просмотреть форумы по танцу живота в разделах "техника танца" и записать себе много-много объяснений, не забыв проверить их на профпригодность. В конце-концов можно спросить у восточниц, каким словом бы они описали это движение. В любом случае соблюдайте корректность и отслеживайте художественное содержание используемых слов, меньше уменьшительно-ласкательных и жаргонных словечек - это сильные рычаги эмоционального общения, ими не стоит пользоваться слишком часто.

Ситуация с "лириками" несколько сложнее. Здесь необходимо оперировать образами, иначе - визуализациями. Придется попотеть и включиться в игру "угадай, что", т.к. этот метод построен на ассоциациях. Методы поиска визуализаций те же, что и при выборе оптимальных словосочетаний для "физиков". Оглядитесь вокруг. Посмотрите форумы. Обратитесь к словарям. Или к людям с художественным образованием - поэтам, художникам, писателям. Слушайте - и найдете.
Не забывайте, что лучше применять образы совместимые с ощущением танца. И ассоциации, связанные с этими образами, всегда индивидуальны.

*****

Итак, мы знаем об объяснениях всё, что нам нужно. Пора претворить это в практику.

Покажи не на словах, а на деле, говорят нам. Попробуйте потренироваться на своих знакомых или домашних. Оторвите маму (папу, мужа, подругу...) от важнейших, наверное, в их жизни дел, и попробуйте объяснить только словами (не вдохновляя личным примером) что-нибудь из заготовок. Попросите помощников сделать это с закрытыми глазами - вы получите огромное удовольствие и бесценный опыт понимания - насколько вы, близкие люди, такие разные. И, возможно, найдете новые пути к ушам (и сердцам) своих учениц..

Желаю удачи!

Категория: Волшебникам Арабского танца | Добавил: Tiana (15.04.2007) | Автор: Tiana
Просмотров: 2728
Напоминаем Вам, что материалы, размещенные на сайте, выражают личное мнение автора и не претендуют на истину в последней инстанции, являются собственностью автора и при полном или частичном их использовании в интернете активная ссылка на настоящий сайт обязательна. Использование материалов в коммерческих целях запрещено.

Copyright © 2005-2013, Тиана