23.11.2024
Суббота
11:02
Приветствуем Вас Гость | RSS
| Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск по каталогу
РАСпродАжа !!!
Полезные ссылки
Случайное фото
Рейтинг@Mail.ru
Объявления » Статьи » Очарованные Арабским танцем

Исторические SкаZkи

...свидетели древних, очень древних и ещё древнее...


"Танец Яллы" 10-8 тыс. до н.э., Гобустанский заповедник,
совр. Азербайджан

Культура танца - как лакмусовая бумажка, отражает ожидания и чаяния людей своего времени.

Вопрос – что вы знаете о древних танцах Ближнего Востока, Северной Африки и Малой Азии, называемого ныне согласно текущей моде «восточным танцем»?

"Откуда же мне знать, - скажете Вы, - ведь никто из живущих не может видет сквозь пространство и время - за исключением, может быть, экстрасенсов ;). Видео изобрели только в наше время, а мы можем лишь полагаться на правдивость описаний да рисунков и скульптуры современников событий." И Вы правы.

К счастью для историков, история повторяется. У нас есть - всё ещё есть возможность подсмотреть за бытом древних. На Земле сохранились общины с первобытными правилами жизни - человек приходит в мир, рождается на свет, пытается прокормить себя, учится описывать окружающий мир и находить в нем свое место, испытывает эмоции, влюбляется, обзаводится потомством, наблюдает за своим телом – зрелостью и старостью, и умирает. Танец женщин, ещё живущих в первобытном мире, всегда включал в себя движения тазом и бёдрами:

Танец женщин, Найроби, Кения

Сравнивая то, что занимает мысли современного человека и жившего 100, 200, 1000 лет назад, очень трудно найти то, чего не было бы раньше, кроме постоянно изменяющихся обстоятельств жизни, что придает известное разнообразие. Танец перерождается в соответствии с теми требованиями, что к нему предъявляют зрители во вновь изменившихся условиях, и, соответственно, исполнители меняют форму танца, либо его суть, привнося то, чего раньше в этом виде танца не было.

Как известно, танец играл важную роль в древних ритуалах - общих правилах для всех членов общины. Разделение сферы деятельности, различия в физиологии и психологии мужчин и женщин привели к тому, что во всех обрядах инициации, т.е. изменения социального статуса, они участвовали по отдельности.


Танцующие женщины, 6-7 тыс.до н.э., плато Тассилин-Аджер, совр. Алжир

Такого рода обычаи по сей день существуют в наиболее своей яркой форме в племенах мира, удаленных от современной цивилизации, да и у нас ещё сохранились - например, предсвадебные "девичники" и "мальчишники". Сохранились они и во многих странах арабо-исламского мира - мужчины не только принимают участие в различных церемониях, например свадьбах, отдельно от женщин, но и в повседневной жизни занимаются домашними делами в отдельных помещениях. Верно и то, что чем дальше от местных культурных центров находятся поселения, тем более стираются эти различия.

К ритуальным также можно и нужно отнести экстатические - трансовые танцы, помогавшие людям снять с себя болезни, психологическое перенапряжение или узнать волю предков, и т.н. танцы плодородия, целью которых является привлечение партнера - нынче эту роль в какой-то мере исполняют всем известные танцы на дискотеке и стриптиз.


Танцовщицы на пиру, фрагмент росписи гробницы Shaykh ʿAbd al-Qurnah, Египет, 1400гг до н.э.

Однако, как утверждают историки, постепенно на смену племенной общине приходит рабовладельческий строй, власть имущие пропагандируют новые патриархальные вероисповедания, которые чаще всего насаждают большинству населения насильственным путем. Настаёт пора древних царств. Старые ритуалы вытесняются, запрещаются, искажается их смысл и значение, и вместе с ними меняется характер и смысл танцев.

Итак, вернёмся к первоисточникам, а именно - рисункам и письменности. В описываемое время - с 4тыс. до н.э. до 1тыс. до н.э., - в Средней Азии, на Ближнем Востоке и Северной Африке существовали следующие цивилизации: в Междуречьи - шумерская, аккадская, вавилонская, ассирийская, эламская, в Северной Африке - египетские и эфиопские царства, Малой Азии - сирийская, финикийская, хеттская, хаттская, ликийская, лидийская и другие...

Больше всего повезло, конечно, исследователям древнего Египта. Километры найденных росписей, хорошо сохранившихся фресок, более двух столетий длящиеся археологические раскопки, бешеная волна моды на "египтологию" не обошли стороной и танец. Правда, существует пара весомых "но" - как известно, большинство рисунков посвящены загробной не-жизни и выдержаны в едином стиле, поэтому наверняка проходили строгий отбор у жрецов, указывающих что и как именно следует изображать, кроме того могли рисовать только церемониальные танцы - исполнявшиеся в обряде погребения.


Пир. Фрагмент фрески из гробницы Ny-cheft-Ka, Египет, 2498-2345г до н.э.

Внимательный зритель, конечно же, отметит, что танцующими на фресках изображены, в основном, женщины с минимальным количеством одежды - передником или полоской кожи между ног вроде современных трусов, копирующие во многом одеяния рабынь или служанок, тогда как музыканты - тоже женщины, - одеты гораздо богаче, хотя и не все. Музыкальные инструменты - арфы, свирели, длинногрифные лютни, погремушки и маленькие дощечки для отбивания ритма. Также можно увидеть, что движения танцовщиц ближе к акробатике и гимнастике, нежели к тому стилю, что принято называть сейчас "арабским танцем" - т.е. преимущественным движениям бёдер.


Танцующие девушки, фрагмент росписи Некрополя Мемфиса, Саккара, Египет, XVIII династия.

Фрагмент празднества с певцами и танцорами, гробница в Фивах, Египет, XVII династия.

Придется обратиться к другому центру древней культуры - царствам Месопотамии. Однако, боюсь, здесь Вас поджидает большое разочарование - земли древних вавилонян не спешат выдавать секреты своих танцев. Если Вас интересует история Междуречья, добро пожаловать Из тысяч клинописных табличек можно узнать о политике и строительстве, урожае и болезнях, завоеваниях и законах, богах и молитвах, асторономии и математике, но увы, о танцах упоминается лишь вскользь. Несомненно, здесь тоже в древности танцевали ритуальные танцы плодородия, и существовал культ Нанны (Инанны). Однако вряд ли мы сможем когда-нибудь увидеть изображение танцевавших. Искусство для загробной жизни в отличие от египетского не балует разнообразием - фигуры богинь и цариц статичны, их руки сложены на груди или животе. Найденные в царских захоронениях в Уре тела музыкантов - и женщин, и мужчин, - держат в руках арфы, барабаны, свирели, точь-в-точь как изображенные на египетским фресках, подтверждая наличие тесных торговых связей между этими регионами.


Т.н. "штандарты войны и мира" из Ура III тыс. до н.э. Британский музей, Лондон
Отсутствие же танцующих в бытовом изобразительном искусстве может означать, например, то что их ещё не нашли - археологические раскопки на территории современных Сирии, Ирана и Ирака практически невозможны из-за постоянно ведущихся военных действий, всплесков религиозной и расовой нетерпимости и прочего. Другой вариант - отчаяное стремление самоутвердиться у сторонников развивающихся патриархальных традиций - вспомните жесткую принципиальность и непримиримость феминисток в середине 20 века, и вы поймёте о чём речь.

Косвенно это подтверждает и то, что в божественном пантеоне древних вавилонян отсутствовали покровители танцев, а моральный облик женских божеств постепенно претерпел изменения из жизни дающих в жизнь отбирающих, в особо острой форме вылившись в омужествление богинь при ассирийцах - в отличие от Египта и Греции. К слову тут вспомнить легенду о Таис Афинской, подначившей войска Александра Македонского сжечь великий Персеполис, во дворце которого не было ни одного женского изображения, так красочно описаную Иваном Ефремовым. Но об этом позже...


Карта Древней Месопотамии 3-2тыс. до н.э.

Карта Древней Месопотамии 4-3 тыс. до н.э.

Наконец, общество древних месопотамцев могло просто не уважать профессиональных танцоров ни среди свободных людей, ни среди рабов, поскольку не считало подобные развлечения показателем уровня благополучия, или способным принести немалые деньги. В результате танец так и остался домашним развлечением, не особо выставляемым напоказ, в отличие от музыки. Любопытно, что именно этому региону - людям этой земли, подобное отношение к танцу свойственно и по сию пору.

Теперь обратим свой взор к берегам полуострова Малой Азии. Долгое время считавшаяся "археологической окраиной" других древних цивилизаций, эта земля преподнесла немало внезапных сюрпризов исследователям.

Совершенно очевидно, что и здесь в 8-6тыс. до н.э. процветал культ богини-матери и плодородия - ну, посмотрите какая красавица, взгляните на её позу, и становится совершенно очевидно, что без танцев здесь точно не обошлось :).

К сожалению, в отличие от греков и египтян, древние народы Анатолии, хотя и не чурались изображений прекрасной половины, всё же предпочитали изображать женщин и богинь стоящими или сидящими, нежели пускающимися в пляс. Увы, и тут увидеть воочию хотя бы мимолётное запечатление обрядовых танцев древних нам не удастся.


Зато в помощь исследователям приходит ещё одна глиняная библиотека, найденная в финикийском городе Угарит в Передней Азии. В текстах подробно описываются проводящиеся ритуалы плодородия, которые современные исследователи характеризуют как "пьяную оргию, в которой священники и верующие баловались чрезмерным питьем алкоголя и сексуальной распущенностью . Это потому, что верующие пытались убедить Баала послать дождь на их посевы зерновых, а дождь, как и сперма, почитались в древнем мире как субстанции, производящие плоды" (А.Вишневецкий, статья "Угарит - древний семитский город", 2007г). Можно догадаться, что за танцы могли исполняться в таких обрядах. Впрочем, даже современники финикийцев считали их чрезмерно непосредственными в удовлетворении страстей.

Это интересно:

Об истории и развитии цивилизации древней Анатолии можно почитать, например, в Онлайн Энциклопедии Кругосвет.
О важнейших археологических находках в Египте, Месопотамии, Малой и Передней Азии можно прочитать в книге А. Низовского "100 великих археологических открытий".
О мифологии, языке и культуре от первоисточников в библиотеке сайта annals.xlegio.ru
О разложении первобытно-общинного строя и древнейших рабовладельческих государствах можно почитать в томе 1 "Всемирной истории в 10 томах" в библиотеке Якова Кротова

...античность - века железные ...

...бой за язычество ислама и христианства ...

Между 4ым и 8ым столетием н. э на Ближнем Востоке стали преобладать христианство и ислам. Соответственно, изменился и танец. Женские танцы плодородия, как ритуал язычества, также попали под запрет, преобразовались и стали модным светским искусством и вообще чудо, что женщины этого региона сохранили характерные для танца плодородия движения бедрами и грудью. Сохранить их, в частности, помогли профессиональные танцовщицы – гавэзи, из рода цыган, пришедших на земли Северной Африки через Персию и Афганистан из Индии. На арабском языке гавэзи значит чужестранец или захватчик, кроме того, цыгане преимущественно кочевой народ, поэтому большинство из них в течение сотен лет перенимали местные фольклорные традиции, танцы и музыку места проживания, и зарабатывали как уличные актеры. В частности, в стиль гавэзи входят движения танца Тахтиб, характерного для провинции Египта Саид.

Запад и Восток, христианство и ислам, воевали в течение столетий друг с другом за право владеть землями - вспомните нашествия турков и крестовые походы, поэтому только в 17-18 веках между ними более-менее наладились торгово-дипломатические связи. В 1772 году немецкий исследователь Карстен Нибур принял участие в датской экспедиции в Йемен.

В Каире, в ожидании корабля, который должен был отвезти их в следующий пункт назначения, он и его товарищи решили нанять танцовщиц. Так как все члены экспедиции были неженаты, танцовщицы не могли выступать перед ними наедине, поэтому представление было дано перед отелем.

"Сначала нам не очень понравился этот сорт развлечений - музыка была проста, а женщины были нескромны, по нашим понятиям. Одеяние их было прозрачно, и они нам показались уродливыми, с выкрашенными в желтый цвет руками и кроваво-красными ногтями. Черные и синие бусы и большие, тяжёлые браслеты на щиколотках, серьги в ушах и носах, обильное использование масла на волосах, были совершенно не в нашем вкусе. Однако постепенно мы изменили своё мнение и поразились, насколько они красивы; нам понравилось из выступление в той же степени, что и выступление самых лучших танцовщиц и певиц Европы.".

Повальное же увлечение Запада Востоком началось после неудачной экспедиции Наполеона в Египет в 1798 году. Европа, а в частности, Париж первой половины 19го века был центром художественного движения ориентализма. Художникам надоели каноны классицизма и они с удовольствием черпали из Востока новые темы и сюжеты, которые стимулировали воображение и подстегивали энтузиазм.

В Каире солдаты Наполеона увидели гавэзи, которые жили вместе с другими нецыганскими племенами, зарабатывающими себе на жизнь выступлениями. В ежедневном общении наверняка женщины из разных племен многому научились друг у друга, создав подобным образом танец, состоящий из элементов и египетского, и цыганского танца. Гавэзи пострадали и от генералов Наполеона, и от Мухаммеда Али, который в 1799 году захватил власть в Египте. Первые приказали утопить более сотни танцовщиц в Ниле из-за их неподчинению приказу не подходить к баракам с солдатами, а второй изгнал их в 1834 году из Каира «за отношения с христианами», принудив поселиться большинство из них в глубине страны. Запрет на гавэзи в Кире отменили только в 1866 году.

 

Запрет на артистическую деятельность повлиял на увеличение числа хавалов – мальчиков, одетых в женские одежды, и частично заменившие гавэзи. Также запрет привел к росту куртизанства и, как говориться, все смешалось в умах европейцев – и куртизанки и восточные танцы. Правда, здесь нужно внести поправку. Очевидно, что на танец повлиял спрос, в том числе и европейцев на «танец пчелы» и «танец семи покровов», поэтому нередко бывали случаи танца неглиже, однако никто из настоящих артисток это не приветствовал. Для ориентальных картин европейцев позировали либо танцовщицы, либо те, кто продавал им сексуальные услуги. Непросто найти модель в мусульманской стране, где запрещено изображать живые объекты, а женщинам нельзя показываться посторонним мужчинам. Отличным примером может служить история о Кутчук Ханым (по-турецки "маленькая принцесса"), описанная Флобером.

Г.В. Кертис 1850г:

"Резкие звуки разносилисмь по комнате, окутывая её неподвижность, пока всё её тело не затрепетало вместе с музыкой. Руки её были подняты, стуча кастаньетами. Она медленно повернулась, опираясь на правую ногу, завораживающе сокращая все мышцы тела. Когда она завершила полный круг на месте, она стала медленно подходить, а в то же самое время все её мышцы двигались под ритм музыки, мощно сокращаясь.

В танце её не было грации - только движения её тела, одна нога, сменяющая другую, подобно цыганскому танцу. Но сами движения были очень сладострастны - не просто попытка изобразить страсть, а сама сущность страсти,трепещущая в каждой части тела. Неожиданно склонившись, но всё еще двига мышцами, Кутчук упала на колени и начала извиваться телом, руками и головой по полу - не теряя ритма, не переставая звенеть кастаньетами, и поднялась таким же образом... Она начала отступать, и шаль её медленно спадала, пока не упала до уровня бёдер. Повернувшись ещё раз, она присела на пол, завершив свой неистовый танец, застыла."

из книги В.Буонавентуры:

"Флобер посетил её дважды. Он подробно описал каждую деталь её внешности, от голубых кисточек на тарбуш, веером покрывающих её плечи, до одного из зубов, который уже начал портиться. Она наблюдал, как она спит, невольно подрыгивая руками и ногами, и читал на стене клопов. Эти клопы были амым восхитительным нюансом ситуации. Их тошнотворная вонь смешивалось с запахом её кожи, с которой стекало сандаловое масло.

Кутчук отослала лодочника, завязала глаза своим музыкантам и исполнила для Флобера танец "Пчела". По утверждению слуги Йозефа, "Пчела" - это потерянный танец, миф, лишь название которого сохранилось. Она сказал, что как-то наблюдал этот танец в исполнении мужчины - как он говорил, мужчина танцевал его намного лучше, чем Кутчук Ханым. Громко крича, как если бы пчела уже пробралась под её одежду, Кутчук в танце снимала одно одеяние за другим, пока не осталась обнаженной посреди комнаты. После танца она сказала Флоберу, что ей не совсем понравилось исполнять его, так как он напомнил ей о других гавази, тануцующих обнажёнными перед иностранцами."

Неудивительно, что у европейцев сложился столь томный образ женщины востока, живущую в знойном климате. Впрочем, природная чувственность и эмоциональность арабов широко известна и сейчас – не вспомнить их отношения с русскими туристками невозможно.

В эти же годы, у скрывающихся в Каире от властей гавэзи, ввиду невозможности группового выступления, как ранее, стал более популярен балади – одиночный танец, иногда включавший в себя пантомиму и акробатические номера на балансирование- удержание стакана с жидкостью на голове и даже мечей, хотя ранее гавэзи их не употребляли. Впрочем, чего не сделаешь для удовлетворения запросов публики.

Во второй половине 19го века танцовщицы стали ездить из Востока в Европу. Первое упоминание о таком событии относится к 1893 году, когда на Всемирной выставке в Чикаго в секторе развлечений на «улице Каира» выступала с египетским танцем Фарида Мазар, более известная как «Малышка Египет». Она танцевала под аккомпанемент флейт и барабанов. В одном из документов можно прочесть, что в ходе представления она ложилась на пол, ставила два наполненных водой стакана на живот и звенела ими в такт музыке. Иногда она танцевала со свечой на голове, или появлялась без обуви и чулок и поднимала свою широкую верхнюю юбку выше левого колена, демонстрируя длинную нижнюю сорочку из белого хлопка. Правда, в те времена увидеть женскую щиколотку было событием. Поэтому арабский танец вызвал шок а также множество подражательниц, доходящих до совершенного бесстыдства.

Приезжавшие в Новый и Старый Свет танцовщицы балади вскоре обнаружили, что публика уже привесила к их танцу целую кучу ярлыков, мило путая танцы Индии, Турции и Персии между собой. От них хотели лишь колорита. Впрочем, как и сейчас. Однако у европейцев, в отличие от восточных людей, в качестве эротической зоны ценились ноги балерин, что нашло отражение у подражателей восточной манере.

Начало 20 века ознаменовалось революциями. С открытием электричества и других ранее не ведомых чудес цивилизация рванула вперед по пути технического прогресса. Появились новые танцы  со  своими лидерами – Айседорой Дункан и её последовательницами. Изменялась мода – одежда стала более свободной, подходящей для исполнения змеиных движений восточного танца. Любимым аксессуаром американских и европейских восточниц стал платок – покрывало, снимавшееся в процессе представления. Голливуд внес свою лепту, изменив томный и нежный восточный образ сначала на жестокосердную красавицу, убивающую наповал мужчин одним лишь взглядом, а потом заставил страдать и её. Вновь стал популярен образ Саломеи, своего рода архетип женщины-соблазнительницы, мимо которой не прошла мимо ни одна мало-мальски известная танцовщица.

В Каире же 1920-е годы Египет стал центром развлекательной индустрии арабского мира, поэтому, в подражание Голливуду, первое египетское кабаре Казино Опера было открыто в 1926 году в Каире сирийской танцовщицей и актрисой Бадией Масабни. Она - родоначальница стиля кабаре, воспитавшая звезд беллиданса – Тахию Кариоку и Самию Гамаль, преобразившая  тяжеловесный балади, исполнявшийся без особенного движения руками и практически на точке, в нечто уже близкое современному восточному танцу (или же ракс аль хаванем – танец женщин). Появился раздельный костюм танцовщицы и обувь на высоком каблуке. Танцовщицам было запрещено показывать пупок, из-за чего возникла широкая полоска, соединяющая верх и низ, а затем сетка. В 50х годах стали набивать чашки лифа, чтобы придать образу пышность в области груди.

Поскольку публика реагирует более живо на быстрые, ритмичные движения музыка для восточного танца превратилась в суетливую, перегруженную смесь международных заимствований, доля лирических пассажей сведена к минимуму из страха, что зрители заскучают. Эта форма без содержания неизбежный результат коммерциализации, поэтому танец вызывает не только удовольствие, а чаще всего шок на лицах зрителей. Возможно, что из-за религиозного стыда в отношении секса эротизм, как и красоту, проще воспринимать в образе гламурной куклы.

Время от времени арабские правительства пытаются приструнить кабаре, налагая ограничения на костюмы и отказывая в лицензии клубам, включающим танец в свои программы. Недавно был принят закон, полностью запрещающий иностранкам танцевать в клубах Египта с восточным танцем, правда, оставив право выступать с эстрадными номерами. Народный же танец живет, оставаясь домашним развлечением, одним из мотивов которого естественная потребность женщины в утверждении своей красоты и сексуальной привлекательности, демонстрируя свой статус в группе равных, она показывает и свое богатство и способность привлекать мужчину – источник этого богатства.

Во второй половине 20 века, как вы знаете, восточный танец начали изменять во всевозможных попытках сохранить дух и одновременно привнести  что-то свое, уже хорошо известное в него. Танцовщицы разных стран, воспитываясь в отличной от Египта атмосфере, волей-неволей привносят в танец что-то от танцев своей родины. Кроме того, египетские хореографы стали заимствовать проходки и движения из танцев разных стран мира, о чем свидетельствуют мастерклассы последних лет, выдавая их за нечто «новое». Неспокойная политическая ситуация в странах Ближнего Востока ещё более усложнила жизнь носителям аутентичных традиций танца, вынуждая отдаваться на милость предпочтениям мировой общественности.

Категория: Очарованные Арабским танцем | Добавил: Тиана (21.02.2009) | Автор: Тиана (Ковалева Т,)
Просмотров: 4051
Напоминаем Вам, что материалы, размещенные на сайте, выражают личное мнение автора и не претендуют на истину в последней инстанции, являются собственностью автора и при полном или частичном их использовании в интернете активная ссылка на настоящий сайт обязательна. Использование материалов в коммерческих целях запрещено.

Copyright © 2005-2013, Тиана