СВЕТ! КАМЕРА! Опытные профессионалы своего дела могут смело переходить к следующему пункту. Впервые берущие видеокамеру в руки, обязательно прочитайте. Не буду говорить о том, что нужно прочитать инструкцию к видеокамере и прочие очевидные вещи - думаю, вы уже и так это сделали в необходимом объеме. Во всяком случае знаете как включить камеру на запись, приостановить запись, перемотать записанный материал, включить/выключить лампу освещения, настроить фокус (зум, трансфокатор), отрегулировать уровень белого (в цифровой камере), уметь настраивать камеру для ночных съемок и т.п. Неплохо бы потренироваться в спокойной обстановке на своих домашних или друзьях, и оценить потом снятый материал с точки зрения качества картинки, удачности выбранного ракурса, решения проблем освещения и т.д. Обзаведитесь штативом достаточной высоты, чтобы не держать камеру в руках - это довольно тяжело физически, кроме того, картинка будет немного "прыгать", что очень хорошо заметно при просмотре на большом экране. Большинство профессиональных съемок ведется со статично установленной камеры, кроме, пожалуй, операторской работы для телевизионных репортажей с событий. В случае затруднений можно обратиться на любой из форумов, посвященных видеосъемкам и видеомонтажу, например, на ShareReactor.ru Теперь о важном. МЕСТО: Первое, что нужно сделать, придя на место съемок - определиться с наилучшим местом для съемок. Конечно, иногда выбирать не приходится, поэтому повторю прописные истины для оптимальной видеосъемки - лучше всего расположиться посередине напротив сцены (т.к. большинство групповых и сольных танцев ориентировано именно на середину сцены). Расстояние до сцены зависит от мощности трансфокатора вашей камеры (некоторые рекомендуют увеличивать исходную картинку не более, чем в 2 раза, т.к. качество картинки при цифровом увеличении заметно ухудшается у средней любительской камеры). Также нужно определиться, будете ли вы снимать групповые танцы, и уместятся ли все участники коллективов в зоне охвата объективом. Устанавливайте камеру на высоте чуть выше или равной среднему росту человека, стоящего на сцене. Объяснение элементарное - при съемке снизу пропорциональная человеческая фигура кажется короче и шире. В общем, если не хотите, чтобы танцовщицы напоминали на видео плотных хомячков, очень советую. Выровняйте камеру по горизонтали, чтобы не казалось, что оператор был пьян во время съемки :) - для ориентира вполне подойдет передний край сцены или иные вертикальные\горизонтальные особенности местной архитектуры. Отрегулируйте плавность механизма поворота камеры вправо-влево во избежание резких толчков и, соответственно, "дергания" получаемой картинки. СВЕТ : Как правило, освещение выбирать не приходится, поэтому нужно приспосабливаться к имеющимся. Настроить камеру так, чтобы можно было различить танцующих помогает инструкция к камере. Плохо, когда слишком темно или слишком много белого - не все цифровые камеры с автоматическим фокусом хорошо справляются с поставленной задачей. В любом случае перед основной съемкой необходимо настроить камеру и немного потренироваться в текущих условиях освещения. Надо отметить, что свет (как и хорошее покрытие пола сцены) - это половина успеха любого выступления, и если есть возможность настроить его под вас - пользуйтесь обязательно. ВАЖНО!!!! Конечно, если съемка идет в "полевых" условиях, без штатива, или настраивать все это времени нет, то лучше всего сначала включить запись, и потом поизвести все необходимые настройки (освещение, дальность, горизонталь), успокоиться. Подставьте что-нибудь под локоть руки, держащей камеру (облокотиться на спинку переднего кресла, поддержать другой рукой), дышите размеренно и спокойно, и, если хотите получить более-менее нормальный материал, обращайте внимание на то, что попадает в объектив, а не на сцену. Увы, "полевому" видеооператору редко когда удается посмотреть происходящее "вживую". МОТОР! СЪЕМКА! Вот теперь мы перешли к самому важному моменту - причине, побудившей нас взять в руки видеокамеру. Причины могут быть, например, такие: а) отснять сольный (групповой) танец для тестирования проделанной работы и будущей работы над ошибками. Такие съемки обычно ведуться на репетициях, концертах и конкурсах. б) отснять материал для промоушена (рекламы) исполнителей или для последующей продажи видео с события широкому зрителю. в) отснять личный видеоархив, чтобы показывать друзьям и родственникам (или будущим внукам, как бабушка лихо отплясывала в свое время :) Пожалуй, легче всего будет поступить в третьем случае. Для этого нужно лишь следить камерой за избранной звездой вашего сюжета, и не забывать показывать восхищенные лица зрителей (например, перевести на них камеру в процессе ухода танцовщицы со сцены). Ловите прикольные ситуации - и тогда вы сможете послать свое видео в программу "Сам себе режиссер" (или что-то похожее). ВАЖНО!!!! При любых обстоятельствах не рекомендуется подолгу зависать на отдельных частях тела и особенно стоп и живота - это неприлично, скучно и не красиво (живот как тело без головы и ног), а заодно может вызвать недовольство исполнительницы bellydance, представляющей танец, а не просто свой живот. Подобные трюки в основном используются либо махровыми новичками, впервые увидевшими танцовщицу живота, либо операторами телевидения, например, в утренних информационно-развлекательных программах, где картинку постоянно перекидывают с ракурса на ракурс, чтобы зритель не скучал и мог насладиться видом ноги гостя программы, постукивающего в нервозности каблуком ботинка. Чтобы снимать стопы, особенно танцующих босиком, подумайте - а так ли чист пол, на котором находится танцовщица? От неё это не зависит, а вид грязной пятки может испортить и картинку, и визуализируемый девушкой образ. ***** Перейдем к первому варианту развития событий - съемка выступления на конкурсах и концертах с целью посмотреть на результат и поправить ошибки. Кстати, то же относится и к видеосъемкам танцовщиц и преподавателей в учебных целях (для учебных видеокассет и ДВД). Особенности видеосъемки: 1. Фигуры танцовщиц должны умещаться в картинку целиком в течение всего номера, без "наездов" камерой на отдельные части тела или увода картинки в сторону. 2. Должно оставаться как можно меньше пространства вокруг фигур танцовщиц - вы же не убранство зала пришли снимать, верно? Обычно вполне достаточно поместить в картинку фигуру танцовщицы и включить небольшое пространство над её головой - для съемки моментов поднятия наверх рук. 3. При съемке статично установленной камерой, или съемке группового танца важно определиться с местом для передвижений танцовщиц, чтобы они не "выпадали" из картинки. Помогает либо предварительный прогон танца с определением ориентиров, либо элементарное плавное ведение камерой из стороны в сторону. ВАЖНО!!!! Понятно, что сами танцовщицы не могут отснять свои номера самостоятельно. Поэтому, привлекая знакомых к съемке, не забудьте ЧЕТКО и ЯСНО объяснить им ЗАДАЧУ видеосъемки, убедиться, что они её поняли и смогут реализовать. На крайний случай, потренируйтесь вместе перед выступлением - пусть вас поснимают в фойе или раздевалке, посмотрите отснятый материал, внесите свои замечания и предложения. Подскажите оператору, где в вашем танце трюки, чтобы он не пропустил их, и не увел камеру в сторону. Это может уберечь вас от дюжей доли разочарования и прочих негативных эмоций по-поводу сделанного видео впоследствии. ***** И, наконец, рекламное промо-видео и съемки событий мира Bellydance. Цель - произвести соответствующее впечатление на зрителей, поэтому здесь никогда не помешает красивая обстановка, навевающая мысли о Востоке, и профессиональная аппаратура. Варианты разные - можно снять концертный зал или зал ресторана, еще возможен вариант со студией с синим фоном, где восточные убранства дорисуют на компьютере. Хорошо, если вы сможете нанять профессионального видеооператора, а лучше двух: обычно такая съемка ведется с двух-трёх установленных статично камер, управляемых либо вручную, либо с пульта (при студийной съемке). Здесь выбирается ракурс (общий план, крупный план, иногда - вид сверху или снизу, при съемке концертов и конкурсов - вид справа и слева), чтобы при монтаже наилучшим образом подобрать видеоматериал. При съемке в студии действуют границы за которые танцовщица не может выходить, чтобы не выпасть из поля зрения камер, а также существует прекрасная возможность переснять непонравившийся кусок танца. Впрочем, все зависит от выбранных условий. Оплата обычно почасовая. Так что стоит хорошенько подготовиться и все организовать, чтобы не переплачивать лишнее. Особенно касается групповых танцев - нужно время на переодевание, макияж, прогон, пересъемку, уборные и т.п. Определите последовательность съемки танцев, возьмите с собой одного-двух помощников, чтобы они следили за выполнением расписания и оперативно могли отреагировать на нестандартные ситуации. Сольницам можно скооперироваться и сделать промо нескольким сразу, чтобы операторы не стояли без дела и не получали деньги из-за чьей-то несобранности или времени на переодевание. ВАЖНО!!!! При любом раскладе, если есть возможность прогона танцев, обязательно обратите внимание на освещение и то, как будет смотреться на видео ваш макияж. Возможно, вам придется его подредактировать в соответствии с условиями, чтобы не выглядеть на видео бледной или неестественной. ***** Удачи в съемках! |